Отчего люди попадают или не попадают на танго-фотографии

Недавно в комментариях в очередной раз затронули тему танго-фотографии. Собрался с мыслями и решил немножко рассказать, если кому интересно, как всё это выглядит с точки зрения оператора технических средств фотофиксации и какие могут быть неочевидные для танцующих препятствия к получению хороших, годных снимков с ними.

Оговорюсь, речь в лонгриде пойдет о своего рода репортажной съемке танго, без каких либо претензий на исключительную художественную ценность — просто технически качественные фото, чтобы у людей осталось что-то на память о мероприятии.

1. ENVIRONMENT
Фото танго — это достаточно рандомный процесс, связанный, как минимум, с освещением на мероприятиях и тем постыдным фактом, что оператор фотоаппарата — тоже человек и иногда самым банальным образом тоже хочет потанцевать (даже если это такое танго-чучело, как ваш покорный слуга, например), или просто не готов фотографировать всю милонгу от первой танды и до победной кумпарситы (например, малодушно хочет пообщаться со знакомыми людьми из числа посетителей милонги in between). Соответственно, оператор фотокамеры накладывает ограничения по тому, что не все танды в принципе будут фотографироваться.

На проблематике освещения остановлюсь чуть подробнее.

Как правило, на ночных милонгах света, мягко говоря, мало. Это нормально, т.к. освещение на милонге в первую очередь для танцующих, а не для праздных любителей пощелкать затвором, последние должны сами ухитряться как-то делать свое черное дело, желательно не мешая танцующим при этом. Об использовании вспышек на милонгах, мягко говоря, речи не идет, это за гранью добра и зла. А штатив при съемке движущихся людей абсолютно бесполезен.

Если на ночной милонге нет реально яркого освещения (как было в этом году на “Hola, Amigos!”, например), в большинстве случаев на ночных милонгах используется максимально светлая оптика (при прочих равных условиях более светлые объективы дадут возможность получить более качественную картинку). Обычно такая оптика не имеет возможности “зума”, соответственно, снимать крупным планом фотограф имеет возможность только пространство на определенном расстоянии от себя, “приблизить” танцующих подальше возможности нет. Бегать туда-сюда по танцполу, соответственно, тоже никто не будет — в первую очередь танцующие же не поймут.

Опять-же, как правило, если на танцполе и есть светлые участки — то они сосредоточенны где-то в конкретном месте (например, раньше в Планетанго ярко подсвечивалась лишь центральная часть танцпола, сейчас вроде освещение поменялось, надо будет сходить поснимать, присмотреться). Соответственно, съемки в таких условиях в каком-то роде сродни охоте из засады — облюбовал местечко на удовлетворительной дистанции от светлой области, встал так, чтобы никому не мешать, и ждешь, пока кто-то забредет ненадолго в конус света. Если ронд несколько — возможно, не все ронды вообще проходят через светлые участки (например, в том же Планетанго раньше внешняя ронда в принципе не проходила под прожекторами, если мне не изменяет память).

Так мы видим, как внешние относительно фотографа и танцующих факторы могут бессистемно отсекать многих тангерос от поля зрения объектива.

2. CHOICES
Я не знаю, как у других снимающих танго, а мне всегда более интересно снимать живых людей, у которых на лицах есть какие-то эмоции, которые улыбаются, друг другу, в которых чувствуется наличие контакта в паре, людей с живой мимикой, людей, которые хотя бы иногда смотрят на друг друга в танце. Не поймите меня превратно, людей, которые танцуют с непроницаемо-постным выражением лиц, я тоже стараюсь фотографировать. Причем, я сейчас говорю не о пасьён-пасьён серьезности, а именно о случаях, когда люди танцуют с таким выражением лиц, будто их палками бьют, заставляют выходить на танцпол и не разрешают пойти домой, к любимому диванчику.

Недавно в комментариях промелькнула тема о том, что, дескать, некоторые пары на фото выкладывают аж по несколько кадров подряд из одной танды. Мне показалось, что это мог быть камушек в мой огород, т.к. я действительно иногда выкладываю целые мини-серии с одной и той же парой, если нахожу все эти снимки интересными. Расскажу, почему так происходит и почему это никак не идет в ущерб другим танцующим парам. Каждую пару, которую я пытаюсь сфотографировать, я снимаю серией снимков в несколько секунд, а дальше уже вопрос отбора. Если с какой-то парой в этой серии получилось несколько интересных и относительно разных снимков — я выложу несколько. Если из десятка кадров с другой парой годными вышли лишь два, с классическими ракурсами “лицо партнерши-затылок партнера” и “лицо партнера-затылок партнерши”, а остальные либо не получились, либо просто повторяют предыдущие два — то я выложу только два кадра. А может быть и так, что в силу ряда обстоятельств и особенностей танцевания или объятия данной пары (об этом — ниже) из серии в десяток снимков может вообще не получиться ни одного годного снимка.

Из всего объема отснятого материала, в публикацию редко идет больше 10-15% (и это еще коллеги по цеху порой меня укоряют, что я публикую слишком много фото и они никому не интересны), при этом я никогда не ставлю себе никаких ограничений по количеству фото с мероприятия. С какой-то милонги может получиться сотня фото, а с какой-то — под 400 кадров. Если какой-то пары получилось несколько снимков — это не значит, что фото какой-то другой пары я выкинул из публикации, чтобы оставить место для каких-то своих любимчиков или что-то в подобном ключе. Если чьих-то фото нет — значит, люди или просто не попались мне в объектив, или из отснятых фото не получилось ничего мало-мальски пристойного.

3. SUBJECTS
Мне кажется, мало кому придет в голову, если не заниматься фотографированием танго, насколько объятие и структура танца могут располагать к фотографированию (вернее, скорее к наличию среди отснятой серии годных и разнообразных кадров) или, напротив, привести к тому, что в отснятом материале с этой парой не будет ни одного годного снимка и выкладывать будет тупо нечего.

Про объятие. Бывают такие пары, в которых кое-как снять можно только лицо партнера, особенно если он выше партнерши и объятие совсем близкое — при виде сзади (относительно партнера) лицо партнерши загорожено головой/плечами партнера, при виде спереди мы видим затылок партнерши, при виде слева мы видим левую руку партнера, сжимающую правую руку партнерши (и все это часто загораживает их лица или лицо партнерши), при виде справа мы видим задранную вверх на плечо партнера руку партнерши, которая опять-же загораживает её лицо. Вероятность получения интересных фото с лицом партнерши в такой паре сильно падает, да и в целом, на большинстве снимков может не быть внятно видно лиц хоть кого-то из пары.

Что положительно влияет на шансы получить несколько годных и разнообразных снимков: живые эмоции, чтобы привлечь внимание фотографа, живое и динамичное объятие (разнообразие кадров за счет перехода из близкого объятия в приоткрытое и обратно), живое разнообразное танцевание, чтобы удержать подольше внимание фотографа (смена взаимного расположения корпусов и лиц в паре — лицом к лицу -> американа -> еще что-то еще; круговые движения, за счет которых пара постоянно предстает с разных сторон, эффектные паузы, во время которых возможен визуальный контакт между танцующими).

А если пара застыла в абсолютно статичном объятии, довольно огороженном от внешнего мира со всех сторон, и без особых эволюций и кружений проследовала мимо фотографа в закат — это в общем-то вполне нормально, людям может быть очень хорошо в этот момент, просто так получается, что фото с ними будет либо одно и не слишком выразительное, либо вообще не будет.

На всякий случай уточню – я вовсе не призываю никого танцевать так, чтобы это было максимально заточено под фотографирование сего процесса, упаси боже. Пусть каждый танцует так, как ему комфортно, как ему хочется и с кем ему хочется. Просто мне захотелось немножко поделиться информацией с этой стороны баррикад, как и что влияет на результаты фотосъемки на милонге.

Алессандро Тессье-Эшпул
facebook.com