Ни одно объятие не похоже на другое, как ни один танцор не похож на другого, ни одна танцовщица на другую. Мы разучиваем шаги, тренируем технику, учимся, как правильно ставить стопы и выстраивать равновесие, но в танго нас притягивает прежде всего объятие. После танды мы вряд ли вспомним, какие шаги мы станцевали, а вот как мы ощущали объятие нашего партнера или партнерши мы запоминаем всегда. Часто мы хотим снова танцевать с этим человеком именно из-за этого ощущения. И это верно как для женщин, так и для мужчин, хотя женщины более склонны отдавать предпочтение объятию, а не техническим навыкам партнера.
Что такое объятие? Это не позиция и не форма, это ПРОСТРАНСТВО. Пространство, в котором мы создаем контакт друг с другом и сам танец, пространство для насыщенной и очень личной коммуникации. В этом пространстве мы можем обрести как глубокое слияние с другим человеком, так и глубокое одиночество. Как такового “правильного объятия” не существует, но существуют объятия, оптимальные для определенного стиля, динамики, формы тела, внешней эстетики, настроя и темперамента. Несмотря на все это разнообразие, я могу выделить три важных фактора, создающих хорошее объятие, независимо от стиля танцующего.
Первый фактор — удобство. Удобное объятие прежде всего уважает анатомическое строение вашего собственного тела и позволяет вам поддерживать активную, но естественную осанку, без напряжения и излишних усилий. Удобное объятие также уважает анатомическое строение тела вашего партнера или партнерши. Для партнера это значит предоставлять свободу движения партнерше и избегать насильственных искривлений ее осанки. Удобное объятие не тиски, оно не должно быть жестким, объятие это скорее живое существо: ему необходимо дышать. Для партнерши это означает не налегать на партнера своим весом, не использовать партнера для проворачивания и не цепляться за него в рискованных ситуациях. В удобном объятии оба партнера стоят на собственных ногах и даже в наклоненной позиции “милонгеро” каждый из партнеров все равно сам отвечает за свое равновесие и перенос веса. Неудобное объятие, насколько я знаю, является одной из самых распространенных причин нежелания танцевать с каким-либо танцором или танцовщицей.
Второй фактор — эффективность объятия. Эффективное объятие служит главной цели: передаче импульса между партнерами. Что именно означает эффективность в каждом отдельном случае зависит от того, как именно вы хотите танцевать, какой вы выбрали стиль, словарный запас шагов и интенсивность динамики. Именно поэтому, например, объятие в сценическом танго гораздо более жесткое, чем в социальном: оно работает на прыжки, поддержки и быстрые перемещения пары. Объятие в танго не стоит путать с контактом: контакт с партнером создается всем вашим существом, включая объятие. Пара в танго может создать контакт, не прикасаясь друг к другу, и объятие всего лишь добавляет “телесный канал” к уже созданной контактной связи.
Обучение эффективному объятию сложная задача, как для мужчин, так и для женщин. Основную трудность составляет именно глубинное ощущение всех аспектов, потому что для пущей эффективности объятие нужно сперва связать с вашим собственным телом, с тем, как вы работаете с полом и переносом веса, а после этого уже с телом вашего партнера или партнерши. В эффективном объятии танцоры общаются между собой при помощи мелких движений и тонких ощущений. Это можно сравнить с движением воды в стакане: если вы его будете трясти, то вода выплеснется, но если вы аккуратно подвигаете стаканом при помощи мелких и точно скоординированных движений, то внутри вы создадите водоворот. Чтобы научиться эффективному объятию, нужно выйти на другой уровень понимания и работать не столько при помощи механических действий, сколько при помощи образов, намерений и направлений. Многие танцоры, даже самые продвинутые, зачастую еще представляют себе объятие просто как “корпус с руками, которыми я берусь за партнера”, не понимая, что объятие — это нечто, выходящее за рамки анатомии. Поэтому у многих танцоров и танцовщиц объятие более менее работает, но эффективным его не назовешь.
В объятии всегда четко ощущается основной принцип танцора (или танцовщицы) и самый распространненый принцип такой: “мужчина хватает женщину и начинает ее двигать”. Это, увы, очень неэффективный принцип, так как он переносит слишком много ответственности на мужчину и забирает ее у женщины. Чтобы понять, в чем заключается эффективность объятия, прежде всего необходимо осознать, что ответственность за нее лежит в РАВНОЙ СТЕПЕНИ на обоих партнерах. Внутренную работу объятия также не стоит путать с его внешней формой. Подражание объятию вашего кумира еще не сделает ваш танец таким же, как у него.
Третий фактор — человеческий, и именно этот фактор делает каждое объятие неповторимым. Вы можете скопировать другого танцора до малейшей детали, но внутри объятия будете ощущаться все равно вы. Объятие всегда обусловлено вашей личностью, вашим жизненным опытом и тем, как вы относитесь к себе и к окружающему миру. Ваше объятие также отражает все то, что вы ощущаете на данный момент по отношению к себе и другим, ваши беспокойства, неуверенность, амбиции и намерения. И поскольку объятие очень чувствительная среда, то ваш партнер тоже все это чувствует, даже если он или она не отдает себе в этом отчет. Если, например, партнер нервничает из-за сложной навигации, то партнерша это ощущает в объятии. Если же партнерша переживает из-за своих способностей правильно следовать, то в объятии она покажется партнеру напряженной и отчужденной.
Человеческий фактор также подвержен влиянию со стороны культурного контекста, в котором вы выросли и живете, что может означать, в принципе, что угодно. Во мне несколько раз распознавали русскую по тому, как я обнимаюсь. Я часто слышу, что русские (или славянские) женщины обнимаются как-то особенно “глубоко”, а аргентинские мужчины как-то особенно “насыщенно”. Существуют также стереотипы о “мощном” объятии аргентинок и “ураганных” объятиях турецких танцоров. Я всегда осторожна со стереотипами, ибо мы, люди, слишком сложно огранизованные существа, чтобы объяснять нас такими упрощенными категориями, как национальность и культура. Иногда стереотипы правы, иногда нет. Если вы выросли в среде, в которой принято подчеркивать красоту вашего тела и активно соблазнять другой пол, и для вас это естественно, то в вашем объятии будет ощущаться некий обольстительный шарм. Если в вашем окружении не принято публично проявлять эмоции, но вы человек глубоко эмоциональный, то в вашем объятии все равно будет ощущаться скорее ваш характер, чем ваше происхождение. Мне также кажется, что “интенсивность” иных мужских объятий часто объясняется желанием мужчины крепко взять женщину в руки, чтобы не давать ей терять равновесие при переносе веса и падать в шаг назад. Когда женщина привыкает, что ей таким образом помогают, то ей всегда захочется вернуться в подобное крепкое объятие.
Человеческий фактор может восполнить недостатки обьятия, его неудобство и неэффективность, или наоборот, свести все к нулю. Если ваше объятие коряво и нефункционально, но внутри него ощущается открытый и дружелюбный человек с истинной страстью к танцу, то у вашего партнера или партнерши останутся после танца довольно приятные ощущения. Если ваше объятие идеально удобно и максимально технично, но внутри его вы холодны и надменны, то ваш партнер будет страдать от одиночества, несмотря на всю вашу виртуозность. В объятии также будут чувствоваться ваши эмоции и ваше проживание музыки. Если какое-то танго вас особенно зажигает, то ваш партнер или партнерша это тут же почувствует.
Иногда в объятии проявляется еще один фактор: эротический. Его часто путают с человеческим, но эротический фактор является лишь одной из его составных. Эротический настрой в объятии не делает его ни более удобным, ни более эффективным, но делает его более “заряженным”. Если вам нравится ваш партнер и вам приятно его эротическое внимание (или ее), то это добавит определенный вкус в танце с этим человеком. Но стоит заметить, что, когда эротическое внимание с обеих сторон присутствует очень явно, то сам танец, как правило, уходит на второй план. Танцоры могут при этом ощущать сверхестественное наслаждение от танца, хотя на самом деле они не столько танцуют вместе, сколько используют танец для того, чтобы быть вместе. Эротическое внимание к вашему партнеру нужно проявлять с осторожностью, так как ему или ей это может понравиться, а может наоборот, сделать весь танец неприятным или попросту ужасно скучным. Объятие, особенно близкое — деликатное, интимное пространство и может легко превратиться в тесное и невыносимое.
В конечном итоге, все сводится к намерению, которым вы наполняете ваше объятие, и от вашего намерения будет зависеть, как почувствует себя партнер: в хорошей компании или в полном одиночестве, под прицелом вашей оценки или наоборот, в атмосфере безусловного принятия. Существует одно фундаментальное намерение, которое всегда помогает создать хорошую коммуникацию в паре, независимо от танцевального опыта. Это “посыл”, который партнеры могут передать друг другу в объятии в начале танца, а также во время его, и “звучит” он так: от мужчины к женщине “Доверься мне”, а от женщине к мужчине “Я тебе доверяю”.
Почему доверие так фундаментально? Это связано с самой сутью ролей ведущего и ведомой в танго. (Далее также подразумевается “ведущей и ведомого”, если ведет женщина и следует мужчина. Суть ролей это не меняет.)
Ведущий отвечает за целостное движение пары и преподаватели часто просят мужчин переключить свое внимание на движения женщины, чтобы дать им почувствовать себя парой в целом, ощутить пару как нечто единое. Ведомая женщина выражает себя через свое собственное движение, “дизайн” которого предлагается ей ведущим, и таким образом ее движение является физическим воплощением намерения ведущего ее мужчины. Это не значит, что партнерша более важна, чем партнер, и что он всего лишь ей “способствует”, так как партнер все равно определяет каждое ее движение. Это также не значит, что ведомая всего лишь инструмент в руках ведущего, ибо женщина будет все равно двигаться так, как она хочет и умеет. Обе роли одинаково важны и не могут существовать по отдельности.
Если внимание ведущего уходит чрезмерно в шаги и его собственное движение, то партнерша будет чувствовать себя, как инструмент, которым пользуются для своих целей. В таком случае становится важно, чтобы все шаги “получались”, и любые сбои будут ощущаться партнерами, как “ошибки”. Если же все внимание партнера сосредоточено на движении ведомой женщины В ЭТОТ МОМЕНТ, то становится уже не так важно, получаются ли шаги на все сто процентов, а “ошибки” ощущаются как часть импровизации вдвоем. Если внимание партнерши уходит чрезмерно в то, что она “считывает” в намерении ведущего, в сознательную интерпретацию предлагаемого “дизайна”, то она забудет о своей главной задаче: а именно, незамедлительно реагировать на малейшее предложение партнера, с полным к нему доверием, и ДВИГАТЬСЯ. Для этого партнеру нужно дать почувствовать партнерше, что он контролирует ситуацию, что она может ему довериться и что он защитит ее в непредвиденных обстоятельствах. Партнерша же должна осознанно отдаться игре, предлагаемой ей партнером, быть полностью собой, а также сделать все возможное, чтобы выразить своим движением его намерение. Чтобы танцевать, партнерша должна быть бесстрашной, а для этого партнер должен внушать ей доверие. Если партнерша не танцует, то партнер тоже не сможет танцевать.
Одно из самых прекрасных ощущений для партнера, создаваемое партнершей — это ощущение ПОЛНОЙ СВОБОДЫ самовыражения. Полная свобода не значит свобода от партнерши, парадокс в том, что это значит как раз полное “единение” с партнершей, в то же время оставаясь самим собой. Ощущение свободы приходит благодаря ощущению, что любое намерение будет полностью понято, принято, обыграно и даже увеличено партнершей. Танго — разговор, и чтобы он доставлял удовольствие, один из собеседников должен предложить тему, а другой должен ее подхватить и развить, и так в течение всего танца.
Одно из самых прекрасных ощущений для партнерши с партнером — это ощущение, что ВСЕ ЕГО ВНИМАНИЕ полностью сосредоточено на ней. Часто женщины жалуются: “Уж лучше бы он не делал все эти фигуры, а просто побыл со мной в танце”, что совсем не значит, что женщинам не нравятся фигуры, им просто не нравится быть инструментом. Но разве одно не противоречит другому, спросите вы? Разве партнер будет сосредотачивать все свое внимание на партнерше, если его интересует исключительно свобода самовыражения? Но в этом-то вся и соль. Движение партнерши как раз и является выражением его намерения. Если партнер это понял, то все вышеизложенное становится ясно. А также объясняет, почему некоторые партнеры утверждают, что могут дать партнерше станцевать именно так, как ЕЙ этого хочется. Они настолько полно сконцентрировали свое внимание на ощущении ее движений, что поняли ее “внутреннюю логику”, поняли, как она слышит музыку и играет с собственной энергией, и таким образом способны дать ей возможность станцевать под музыку именно так, как она бы это станцевала сама.
В теории все три фактора (удобство, эффективность и человеческий фактор) выглядят, как нечто обособленное, но на практике это совсем не так. Эти факторы влияют друг на друга и компенсируют недостатки друг друга. Удобное объятие не обязательно эффективно, но эффективное объятие, как правило, довольно удобно. Человеческие качества, такие как внимание и чуткость, помогут вам сделать ваше объятие более эффективным, просто потому, что вы будете лучше ощущать движение вашего партнера. Удобное объятие также весьма приятно и человечно, так как уважает постуру другого человека. Обучать хорошему объятию и развивать свое объятие — сложная, но очень интересная задача. Все больше и больше танцоров понимают, что, хотя шаги и являются нашей “игровой площадкой”, то наш “дом” — это объятие, и именно в него мы хотим каждый раз вернуться.
Вероника Туманова
12 августа 2014 г. в 18:41
(Авторский перевод с английского. Русская версия была опубликована в 2014г в альманахе «Маэстрос и милонгерос о танго» Петра Русяева, г. Самара. Оригинал: https://www.facebook.com/notes/veronica-toumanova/why-we-marvel-at-steps-but-yearn-for-embraces/10151995908837499)